Об игре го

В го играют десятки миллионов людей по всему миру, но в Японии, Китае и Корее игра го занимает особое место – умение играть в го здесь является признаком образованности, вкуса и приравнивается к искусству. Есть старинная японская поговорка, которая гласит «Рендзю – развлечение крестьян, сёги – удел воинов, го – игра богов». Давайте попробуем разобраться, что же такого божественного в этой на первой взгляд незамысловатой игре?
Начнем с краткого экскурса в историю. Традиционно считается, что го зародилось в Китае, 3-4 тысячи лет назад, таким образом го – одна из древнейших игр, известных человечеству. Существует множество легенд, связанных с происхождением го. Согласно одной из них, игра го (или вейчи, как её называют в Китае) была придумана легендарным императором Шунем (22-23 века до н.э.) с тем, чтобы развить умственные способности своего сына, котрого император считал туповатым. Другие легенды связывают происхождение го с древними обрядами гадания и астрологией, в пользу этой версии говорят некоторые из обозначений в го, используемые и поныне, в частности 8 отмеченных пунктов на доске называются «хоси», т.е. «звезда». Го упоминается в произведениях Конфуция, жившего в 5 веке до н.э., хотя в то время в го играли на доске размером 17х17. Переход к современному размеру - 19х19 произошел где-то в начале нашей эры и часто связывается с лунным календарем – 361 пункт на доске как бы символизирует продолжительность лунного года.
С течением времени го распространилось по странам граничащим с Китаем и середине первого тысячелетия нашей эры через Корею попало в Японию, где и обрело вторую родину. Первоначально в Японии го было привелегией императора и его двора, простым воинам, а уж тем более простолюдинам играть в го было строжайше запрещено. Однако со временем этот запрет был снят и го быстро стало излюбленным развлечением японских аристократов.

Старинная гравюра, изображающая партию в го
С 12 по 17 век в Японии практически постоянно велись войны и многие из военноначальников того времени увлекались го, считая что овладение стратегическими и тактическими элементами игры может помочь им в управлении армиями. Так например Токугава Иэясу – основатель сёгуната Токугава, просуществовавшего до середины 19 века, увлекался игрой и содержал целый штат учителей для себя и своих офицеров. Именно в Японии, где го, наравне с живописью, музыкой и каллиграфией, было приравнено к искусству, оно достигло своего расцвета и приняло современную форму. В начале 17 века в Японии было основано 4 го-дома – семейные школы, члены которых все свое время посвящали совершенствованию в игре и получали за это государственное жалованье. Раз в год сильнейшие из игроков приглашались в замок сёгуна, где проводились О-Сиро-Го (Замковые игры). Неудивительно что при такой поддержке государства, го в Японии почти 300 лет находилось на гораздо более высоком уровне, чем в какой-либо другой стране.
В 19 веке в Японии происходит государственный переврот и многолетняя гражданская война. После окончательного свержения власти сёгуна, го на некоторое время попадает в опалу, но скоро возрождается в новой форме: в начале 20 века в Японии возникают ассоциации профессиональных игроков, самая крупная из которых – Нихон Киин существует и в настоящее время.  Двадцатый век принес много нового в го, тут немалую роль сыграло установление контактов с западными странами: были введены контроль времени, правило коми. Начали разыгрываться турниры с денежными призами, появилось любительское го как вид спорта.
В начале двадцатого века также начинается проникновение го в страны Европы и Америку. Любопытно что одним из первых на Западе, го стал продвигать Эммануил Ласкер – чемпион мира по шахматам. Ему же часто приписывают высказывание «Правила го значительно проще, чем правила шахмат, однако сама игра по глубине ничуть не уступает шахматам».
И в этом высказывании кроется один из секретов притягательности го. Правила игры можно изучить за 10 минут... А потом потратить всю жизнь непрерывно совершенствуя мастерство и при этом открывая для себя новые стороны этой замечательной игры.
О глубине и сложности игры говорит и тот факт, что го до сих пор остается «крепким орешком» для компьютеров. Среди причин, затрудняющих «компьютеризацию» го часто называют то, что го, в отличие от тех же шахмат в немалой степени задействована интуиция, особенно на начальной стадии игры. По поводу сравнения го и шахмат есть и такое высказывание: «Если партию в шахматы можно представить как битву, то партия в го – это война».
В России го развивается начиная с 1970-х годов, однако несмотря на несколько поздний старт по сравнению с другими западными странами, наши позиции здесь весьма достойны. Российские игроки регулярно побеждают и занимают призовые места на международных соревнованиях самого высокого уровня.